Сколько тысяч величайших умов человечества оперировали этими концепциями в своих трудах… И у меня хватит смелости продолжить эти рассуждения.

Самонадеянно ли это? Или же просто очередной «особенный» взгляд на мир, каких есть миллионы?

Я продолжаю познавать мир, собирая лучший накопленный опыт предыдущих поколений людей, объединяя и корректируя с новыми фактами, как это делали авторы до меня и так далее по уходящей в историю иерархии.

С детства я искал причинность всех явлений и процессов, и потому не принимал что-то на веру, если не мог это объяснить структурно.

Касаясь тематики основы мировоззрения человека, безусловно я отдаю отчёт в том, что у каждого будет свой нарисованный мир. Поэтому я не стремлюсь претендовать на приятие моих взглядов, однако хочу поделиться методологической моделью, инструментом, который может дать пищу для анализа и помочь в решении каких-либо практических задач или противоречий.


Чем же является материализм, а чем — идеализм? У этих понятий часто происходит путаницы.

Материализм — это рассмотрение структуры мироздания с точки зрения первопричинности, главенства материи над сознанием. Идеализм, в свою очередь, представляет обратное — главенство сознания над материей.

Данные определения касаются точки зрения рассмотрения структуры физической картины мира, и их я буду использовать как основные.

Однако, часто образованными от них прилагательными именуют и другие вещи, например, мотивы человеческой деятельности. Так материалистичными устремлениями являются те, которые подразумевают материальную выгоду, приобретение объектов во владение, практическое создание вещей. Идеалистичными же называют действия во имя каких-то своих идеалов, ценностей, моральных установок. Термины же материалистический и идеалистический относятся к характеристике причастности к соответствующим философским течениям. Эти слова попарно похожи между собой, а потому часто в речи их понимают под одним значением. Впрочем, последнее не так важно, как важен сам смысл, придаваемый им отдельным человеком; как свойственно абстрактным понятиям, он расплывчат от случая к случаю.

История естествознания

Вернёмся к основным понятиям материализма и идеализма. Историю их возникновения можно проследить вплоть до древней Греции, а оттуда — древнего Египта. Основным положением разногласий является тот факт, что человек ощущает, воспринимает мир по-своему уникально, а значит весь его возможный опыт субъективен. Идеалисты считают, что собственно всё, что мы имеем в мире, есть продукт мышления, работы сознания. Материалисты настаивают на факте объективно существующего мира, который уже постигает человек.

И действительно, в древние времена так же существовали люди с психическими отклонениями, болезни которых в нынешнее время могли охарактеризовать бы как шизофрения, неврозы, диссоциативные расстройства и др., так же употреблялись психотропные вещества, способные вызывать яркие галлюцинации. Что уж говорить про очевивидные различия с восприятием мира у других видов живых существ. Не случайно у значительного числа мыслителей по ходу истории зарождались идеалистические идеи субъективного мироздания. Хотя и нельзя не учесть желания человека всё «идеализировать», упорядочить вселенную в единую систему элегантных уравнений или же просто оторваться от действительности со всей её сложностью, комплексностью и, порой, суровостью.

Тем не менее, прогресс в науке всегда шёл путём материализма. Так Владимир Акимович Ацюковский выделял 5 этапов развития естествознания, сопровождавшихся углублением в структуру материи:

  • 1-й этап: Переход к «субстанциям»:  «земля» (твердь), «вода» (жидкость), «воздух» (газ) и «огонь» (энергия).  В Китае ещё добавлено «дерево» (жизнь).
  • 2-й этап: Переход к веществам. Требовалось лечить эпидемии болезней; образование фармакологии на основе идеи добавления в организм недостающих веществ.
  • 3-й этап: Переход к молекулам. Требования промышленности: механики химии.
  • 4-й этап: Переход к атомам. Развитие электротехники.
  • 5-й этап: Переход к элементарным частицам. Развитие атомной энергетики и полупроводниковых технологий.
Схематичная иллюстрация революций естествознания из книги В. А. Ацюковского «Общая эфиродинамика» [1]

Как можем отметить из приведённой тенденции, следующая техническая революция будет сопровождаться рассмотрением следующего уровня организации материи.[1]

Физика

Однако в 20 в. официальная физика двинулась в развитие статистики и математики, отбросив необходимость понимания физического смысла явлений как ненужное и лишнее действие. Так появились кучи не относящихся к реальности абстракций на подобии искривления, пространства (в чём?), его дискретизации (разделении на малые сегменты, по которым мгновенно происходит перемещение), волновых функций, виртуальных частиц, а так же основанные на них «прогрессивные» теории, как Теория Относительности, Теории Большого Взрыва и Разбегания Вселенной, Теории струн, Квантовая механика и многие другие, при здравом рассмотрении которых очевидна их противоестественность и антинаучность. В надежде решения множества парадоксов и неувязок Пространство и Время стали материальным объектами, потребовалось ещё 95% веса вселенной занять «тёмной материей» и добавить «тёмную энергию», что бы вселенная могла разбегаться. Хотя структура элементарных частиц шариковая и вообще мы на 99,999…% пустота.

Наработки физиков-теоретиков официальной науки 20-21 вв. не имеют практической ценности: они не используются инженерами для решения прикладных задач, не предсказывают новых явлений, которые бы получилось воспроизвести и использовать, да, мало того, сами в себе противоречивы и не стыкуются с другими направлениями науки. Однако же сие «интеллектуальные достижения» бдительно хранятся доблестной стражей — комиссией по лженауке. Научные работы не будут признаны, если опровергают фундаментальные общепринятые физические теории и постулаты, а эфир же — простите, тот-кого-нельзя-называть — был запрещён к упоминанию, ведь его отсутствие было «экспериментально доказано» ещё в 20 в. путём невежества ряда исследователей в попытках повторения опыта по определению эфирного ветра.

Тем не менее, в данный момент истории материалистичный подход даёт более качественные результаты, образуя связные и понятные модели мироздания без необходимости отбрасывать факты, заниматься постулированием и выдумывать парадоксы. Примерами могут служить эфиродинамические модели В. А. Ацюковского, В. Л. Бычкова и Ф. С. Зайцева, Низовцева В. В. У перечисленных авторов можно отметить расхождения в некоторых аспектах и параметрах моделей, потому путь к истине требует экспериментальной проверки, однако суть у всех остаётся общей: требуется рассматривать явления и процессы с точки зрения их причинности, материальной структурности и  единых законов природы.

Рассматривая методологию диалектического материализма, приходим к выводам, что на каждый конкретный процесс или явление влияет бесконечное множество факторов, что соответствует уравнению с бесконечным количеством входящих членов. Всех их мы учесть не можем, и для возможности осуществления практических расчётов требуется идеализировать модели: отбрасывать несущественные, малые компоненты, аппроксимировать функции, рассматривать идеальные объекты и среды. При разумном подходе мы получим практически применимые результаты с несущественными для деятельности погрешностями.

Идеализация является незаменимым методом в практическом применении физики, но она не должна браться за основу построения моделей мироописания. Иначе мы имеем постулирование, выдумывание и предписание людьми законов для Природы, а если Природа им не соответствует — это уже её проблемы. Расхождения с такой теорий подгоняются, сваливаются на сложность и непознаваемость каких-нибудь «квантовых процессов», или, в особо противоречивых случаях, факты замалчиваются и отбрасываются.

Психология

Интересным будет отметить определение терминов в других науках. В своих трудах Эрих Фромм и Карл Густаф Юнг критиковали теорию Зигмунда Фрейда за её излишнюю материалистичность. Фрейд полагал, что поведение человека всецело определяется инстинктами, а творческие побуждения являются лишь их вытеснением; формирование характера происходит как совокупность негативных влияний в пору детства сравнимо с принципом «человек есть то, что он ест», а так же во взаимосвязи с органами тела, как, например, человек может приобрести «генетальный» тип характера или в процессе развития остановиться на «анальном». Такой взгляд для своего времени был прогрессивен, так как раскрывал бессознательные мотивы человеческой деятельности, объединял разрозненные качества в психотипы, а так же разрушал современные для его 19 века порочные, тлетворные нормы морали, предрассудки, привычки, привязанности и традиции. Данные положения в последствии были развиты последователями в направлениях гуманистического психоанализа, когнитивной психологии, уже предполагающих, что наряду с физическими процессами в организме важным фактором в принятии решений является сознательная и мыслительная деятельность.

Получается при описании человека нельзя удовлетвориться материалистическим подходом? На самом деле можно. Так называемый «материалистический подход Фрейда» является очень высокоуровневым материализмом. Основоположник психоанализа рассматривал инстинкты и органы человека как детерминанту характера, однако нервная система и другие органы — это весьма сложные структуры, состоящие из миллионов клеток, и рассматривать их как минимальные единицы, пренебрегая более низкоуровневыми конструкциями и их взаимодействиями, как оказалось, некорректно. Отбрасываются слишком существенные слагаемые.

Как известно, мыслительная активность представляет собой распространение электрических импульсов в мозге. А электричество — это и есть движение материи, только более низкоуровневое. Природа электричества не ясна современной официальной науке из-за отсутствия рассмотрения субстанции, являющейся строительным материалом «элементарных частиц», основой электрических и магнитных полей, волн, электрического тока, света, а точнее тех явлений и материальных образований, которые таким образом названы. Мышление является всё так же движением материи, хотя, вероятно представляет собой намного более комплексную, сложную и запутанную структуру токов, вихрей, волн эфира. Не исключено, что важную роль играют и более низкоуровневые образования.

Однако, даже имея глубинное понимание физических процессов мышления, всё равно нам потребуется рассматривать его в виде макроуровневой модели — психологической. Позиция психологов 20 в., выступавших против казуальности и материалистичности понятна: для описания человеческого поведения не хватало того ограниченного набора детерминирующих макроуровневых факторов, которые предлагали модели 19 столетия — требовалось рассматривать более низкоуровневые и сложные взаимосвязи. Тем не менее, это не должно было за собой вести сведение всей науки к вероятностям и случайностям, которые являются лишь естественной неспособностью человека просчитывать все влияющие факторы, однако никак не образуют фундаментальную структуру материи.

Не учёт материальной природы мыслей и несостоятельность высокоуровневых психологических моделей привели после материалистического 19 столетия с его бурной индустриализацией и научно-техническим прогрессом в 20 в. вновь к идеализму и застою фундаментальной физики.

Физика и психология тесно связаны между собой, ведь теории обеих наук выражаются из философских начал, определяемых духом времени. Это образует необходимость эпохально-контекстного рассмотрения моделей для понимания рамок их применимости.

Использование

На вопрос понимания мироздания каждый человек отвечает уникально и по-своему. Бладоря этому мы можем видеть такое прекрасное обилие и разнообразие идей, произведений искусства, трудов и всякого рода творческих воплощений. Тем не менее, на основе опыта постоянного непредвзятого анализа действительности, следуя по пути улучшения качества собственной жизни и изучения возможностей создания концептуально новых технологий, я хочу дать эффективный инструмент, использование которого может дать полезные практические результаты.

Понимать все процессы мироздания следует с точки зрения причинности, структурности, а значит — материализма. Из бесконечного количества свойств объекта, которые все мы не сможем учесть, нужно выбирать наиболее значимые, т.е. идеализировать. В повседневной жизни следует действовать идейно, в соответствии со своей объективной природой человека как вида и в соответствии со своей уникальной сущностью. Это значит реализовывать свой потенциал, проявлять спонтанную активность и претворять задуманные идеи, общаться, любить, познавать себя и мир.

Человек сам конструирует подходящую для себя модель, и в этом ему помогают сохранённые сквозь поколения знания и мнения современников. Изучение широкого спектра различных источников позволяет составить связную и объективную картину мира, из которой могут быть выделены субъективно полезные аспекты. Цель моих работ, как раз — привнести новые качественные и продуманные взгляды, которые могут помочь шире и разностороннее взглянуть на вещи. Не берите на веру слепо единственную идею, не признавайте абсолютную истинность авторитета, мыслите критически, анализируйте различные мнения, руште стереотипы, меняйтесь и двигайтесь к новому.

Источники

  1. В. А. Ацюковский. «Общая эфиродинамика», 2003 // [файл]
  2. Э. Фром. «Иметь или быть», 1976
  3. К. Г. Юнг. «О психологии бессознательного», 1971
  4. К. Г. Юнг. «Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление»  // [сайт] URL: https://www.psyoffice.ru/2-0-614.htm
  5. В. Л. Бычков, В. С. Зайцев. «Математическое моделирование электромагнитных и гравитационных явлений по методологии механики сплошной среды», 2019 // [файл]

Добавить комментарий