Не так давно наши предки были уверены, что для счастья требуется достаточно питаться, иметь кров, не жить в постоянном страхе подстерегающих опасностей и чтобы всё это не требовало сверхчеловеческих усилий для реализации и поддержания. Тем не менее сейчас, имея этого всего с лихвой, а так же множество других благ, совершенно невообразимых для людей всего сотню лет назад, люди продолжают оставаться несчастными и быть недовольными собственной жизнью. Как оказалось, не всё решается экономическим достатком.
Как отмечал ещё Эрих Фромм в «Бегстве от свободы», вышедшем в 1941 г,
«в истории нет другого периода, когда свободные люди столь полно отдавали свою энергию единственной цели — работе».
Э. Фромм. «Бегство от свободы», 1941 г.
Если в средневековые времена,
«не было никакого стимула работать больше, чем необходимо для поддержания традиционного жизненного уровня»,
Там же. Ссылаясь на исследования Макса Вебера.
то в современном обществе побуждать людей стало больше внутренняя потребность, чем внешнее давление.
Желание работать с одной стороны от части проистекает из потребности раскрытия собственного потенциала, с другой стороны — как следствие поклонения идолам современности: успеху, капиталу, а с третьей — от чувства беспомощности и одиночества.
Средства связи своим появлением внесли людям новые привычки регулярно иметь с кем-то контакт или воспринимать контент. Данное деяние частично удовлетворяет утраченные чувство общности и живое общение, хотя и зачастую приобретает рефлексивный характер. И нет, я не считаю современные тенденции общения хуже прежних, чтобы к предпочтительно было бы ним возвращается, однако же люди пытаются утопить свои мысли в постоянной загруженности сознания восприятием внешнего материала.
Молодое поколение постоянно находится в социальных сетях, и открытие их является инстинктивным следствием малейшего чувства скуки. Старшее же поколение компенсирует своё чувство одиночества постоянно работающим телевизором, генерирующим шум людских голосов. И если раньше предки упрекали отпрысков в постоянном просмотре телевизора, то теперь это осталось их собственным уделом, а упрёки молодых перенеслись на залипание в смартфоны и ноутбуки.
В одном из своих трудов Эрих Фромм предложил попробовать остаться на пару дней наедине с собой, со своими мыслями, отказавшись от различных увеселительных заведений и похождений, разве что оставив для чтения хорошую книгу. И как оказывается, для многих людей это непосильная, невероятно томящая задача. Как предполагает писатель,
«страх остаться наедине с самим собой обязан скорее чувству замешательства, растерянности, граничащему с ужасом увидеть в столь хорошо знакомом человеке незнакомца; нам страшно – и мы бежим от самих себя.»
Э. Фромм. «Человек для самого себя», 1947 г.
Оставшись один, человек по привычке как можно быстрее старается вернуться к своему привычному паттерну потребления информации, чтобы избежать пугающих собственных мыслей.
Но если собственные мысли себя же и пугают, то возможно благостно их избегать? Такой подход, однако, неизбежно приводит в весомой потере — пониманию себя. Каждый человек уникален, и потому для счастливой жизни разным людям требуются различные наборы компонентов: разные количества тех или иных материальных благ, различные направления самореализации, ментального и физического развития, разное количество общения и уединения. Уравнивать в этом всех так же не правильно как и вгонять всех в жёсткую конкуренцию. Не понимая себя, человек не может определить требуемую ему меру той или иной компоненты, а потому их баланс может нарушаться.
Тем не менее, в современном обществе особо восхваляются такие идолы как богатство, успех, известность. Взглянув на такое почтение может сложиться впечатление, как будто их получение автоматически сделает тебя счастливым. Не обманывают же люди, достигшие этого? И действительно, не за что их корить, они вполне правдиво могут говорить, что рады, счастливы и удовлетворены, и не зазорно рассказывать свою биографию. Однако же почти всегда западает, забывается важный момент — это их стиль жизни и это большое количество соответствующей работы. Спросите себя, готовы ли ради больших денег вы каждый день уделять работе по 12-16 часов, постоянно договариваясь со множеством людей, неся на себе большую ответственность и опасаясь криминальных и государственных структур? Готовы ли вы ради известности постоянно быть открытым публике, генерировать контент и воспринимать вместе с хвалами кучу хейта? Некоторым такие стили жизни наиболее близки, но это далеко не повсеместно.
Будь то предпринимательство или блоггерство — это отдельные специальности, которыми подстать заниматься некоторым типам людей. Но это не означает, что другие виды деятельности низки, презрительны и непочётны. Ничуть не хуже всю жизнь играть в компьютер, писать музыку, рисовать картины или быть священником. Да, при такое деятельности человек производит меньше материальных благ, однако наравне с тем и меньше потребляет. В таком случае не требуются роскошные машины, виллы, яхты, чтобы иметь соразмерный экстравертивный отдых или выглядеть достойно в глазах такого же типа людей, — достаточно иметь ограниченные набор инструментов, оснащения для реализации интеллектуального и духовного труда.
Для счастливой жизни человеку требуется качественное исполнение ряда жизненных компонент, таких как
- физическая активность,
- путешествия, передвижения (они могут быть и локальными)
- созидание, творение
- обучение, познание
- общение
- питание
- целостность организма, здоровье
и современный мир как никогда лучше способствует персонолизации видов деятельность и источников знания.
Существует ли время?
Но где найти время для всего этого в обилии дел, задач и изучаемых материалов? Ведь всё время приходится работать для получения денег на жизнь?
Но так ли это все критично и неизменно? Мой ответ в том, что очень многое подвластно человеку, и в частности, касательного его сущности и образа жизни. И теперь хочу перейти к описанию основных причин, приводящих к несчастливости и неудовлетворённости.
Потоковые источники контента: социальные сети и телевидение
Очень много времени ото дня у многих современных людей занимает нахождение в социальных сетях. Как было показано выше, это происходит во многом рефлексивно и при малейшем ощущении скуки. Это входит в привычку.
Тем не менее весь контент в мире не пересмотреть, и даже среди найденных предпочтений легко получить излишки. В какой-то момент может казаться субъективно важной установка к просмотру всего контента от избранного числа авторов, но, пропустив несколько публикаций, легко убедиться, что это не так. Жизнь от этого не рушиться, и при этом появляется свободное время для гармоничного и разностороннего удовлетворения своих аспектов собственной сущности.
Время, ранее уделяемое соц. сетям, теперь может оставаться для тренировок, размышлений, общения, творчества, прогулок, для приготовления пищи и многого другого, в зависимости от того, чего не хватает.
По аналогии с интернет-площадками, такими как TikTok или YouTube, для старого поколения весьма актуальным остаётся телевещание. Просмотр телевизора стал привычкой уже очень многих лет, и можно сказать, что почти что неискоренимой. И дело тут так же в страхе остаться в тишине, одному, без чужих голосов и мнений, а значит со своими мыслями. Этим блокируется размышления о собственном жизненном положении и возможностях, которое порой может огорчать или пугать. Тем не менее вместо мужественной встречи трудностей и невзгод, значительное число людей предпочитают остаться в позиции жертвы, жалуясь на жизнь и загоняя под порог проявления в сознании все тревожные факты и мысли.
Я не говорю о полном отказе от социальных сетей, видеосервисов, фильмов, новостей, мемом и пр., однако же их можно преуменьшить в контексте дня, свести к тому количеству, когда они удовольствие, не переходя в реакционную томительность и не вытесняя другие важные жизненные компоненты.
Жизненный курс
Не всё время занимается мишурой и мелочами, значительная часть уделяется тому, что человек считает важным, значительным, обязательным. Усилия могут считаться обоснованным, достойными (nooble), разумными, требуемыми, и всё равно горечь и печаль, усталость и грусть преобладают над радостью и удовлетворением, оставляя человека без счастья. Но так ли обязательно всё, что вы делаете? Нужно ли это вам действительно?
И тут мы касаемся широкого вопроса самоопределения человека, ответ на который всё ещё не дан удовлетворительно в широком общественном плане, и требует саморазвития и самоанализа, проб и ошибок, объединённых большим количеством личноинициативных усилий. Однако же можно постараться определить фундамент, от которого можно уже будет строить крепкое здания собственной жизни.
И начать я хочу с подхода к мировосприятию. Оно может быть любым. Это полная воля человека в нашей современности. В большей части мира сурово не преследуют за инакомыслие, как это было в средневековье с еретиками или как прогнозировалось в случае установления тоталитарных режимов. По части исключений можно лишь отметить инфлюенсеров, ярко высказывающихся против действий власти в стране собственного проживания, но в общем без активной пропагандисткой деятельности какие-либо альтернативные мнения не будут сколько-нибудь значительно браться во внимание со стороны властей и общественных группировок. Люди получили свободу мышления и слова, и я считаю, что пока позиция каких-то людей или групп объективно не мешает жить другим, то они могут продолжать её исповедовать и действовать в соответствии.
Но как же вечные разногласия между людьми? В самом-то деле, круги общения, собеседников, тематики разговоров и количество общения человек так же может выбирать подстать себе. С несовместимо мыслящими людьми контакт может быть сведён к минимуму вплоть до нуля, или же ограничен определёнными взаимоинтересующими тематиками. Хотя добиться уединения не так просто: это требует усилий и средств, однако и к этому существует боле возможностей как минимум в силу большего количества существующей недвижимости и наличия гражданского общества. Теперь за покидание кланов, племён и группировок не ведёт к почти неминуемой смерти от рук других подобных образований или же от трудностей единоличного выживания. Жёны могут покидать дома мужей, не боясь умереть от голода и холода. За вполне понятные усилия, как, например, продажа собственного времени, человек может обеспечить собственное существование в системе обмена товаров.
Более объективным, всё же, является поддержание целостности и правильного функционирования человеческого организма. Для этого требуется гармоничное и разноэлементное питание, пригодные атмосфера, температура и отсутствие критических деформаций тела. И если атмосфера и температура определяются планетарными условиями и воссозданными людьми помещениями, то питание может быть вполне здоровым при двух почти полностью различный наборах продуктов. Но все же тоже не случайно, и существует баланс требуемых организму элементов, на который следует опираться для правильности питания. В современном мире при его технологическом прогрессе ресурсов в избытке, и человек достаточно просто может создать себе всеобъемлющий рацион питания и получить сравнительно прогрессивные блага проживания, такие как электричество, водопровод и отопление.
Приведённые положения показывают высокую гибкость в построении собственного стиля жизни человеком, и достаточно часто люди не столько не могут, сколько ленятся или боятся что-то менять, оставаясь под властью консервативных психических сил. Потому и не имеет смысла следовать всю жизнь кем-то навязанным паттернам, принимая их за единственную истину или убеждая себя в этом. Жизнь может быть сформирована как угодно человеку, хотя и ради каких-то достижении и благ надо трудиться, ведь мы же не субъективные идеалисты, чтобы силой мысли создавать себе свою реальность.
Тут же приходит и затык у значительного числа людей, закостенело привыкших к шаблону жизни и не представляющих, как можно не отдавать постоянно все свои полные дни работе и делам. Требуется же ведь деньги, чтобы оплачивать счета, покупать себе еду, одежду, электронику и ещё кучу всякого барахла. Нужно же обязательно вправлять мозги своим детям, так и норовящим отклониться от стабильного и проверенного курса. Ведь приходится организовывать пышные застолья, накрывать богатые столы и готовить изощрённые блюда, чтобы хорошо зарекомендовать себя в глазах друзей. И безусловной и неизменной реальностью является 8-мичасовой рабочий день для 5 недельных дней, который из раза в раз приходится отсиживать, томясь в ожидании его окончания.
За такие слова некоторые назовут меня аморальным и бездушным, но тем не менее ничего в деятельности человека не является обязательно ценным ему. Никакие чувства, эмоции и угрызения совести не обязаны возникать по внешнему желанию. Никто никому ничего не должен. Ценности каким-либо вещам или процессам человек придаёт лишь сам.
Мой прогноз станет очевиднее, начни я приводить примеры, ведь часто при отрицании чьих-то ценностей в ответ исходит лишь доказательства обратного в слепой ярости вместо признания сосуществования разность взглядов. И всё же у каждого человека в жизни найдётся куча вещей, которые если он перестанет делать, не перестанет существовать, хотя они и могут расцениваться как «жизнеполагающими». Такие траектории деятельности не являются плохим явлением сами по себе, другое же дело насколько, следуя им, человек живёт счастливо и удовлетворённо.
Концептуально, не обязательно пытаться заработать как можно больше денег, посвящая все свои дни работе, ведь, возможно, что такая ценность лишь была вам навязана из вне, и истинное счастье принесёт другая деятельность, куда будет уделено время. Не обязательно сверхзаботиться о ком-то множество лет из чувства долга и жалости или навязанной необходимости, отдавая этому свою жизнь. Не обязательно следовать какому-то паттерну жизни, прививаемому прошлым или настоящим личностным окружением.
В настоящее время хорошо жить можно без какой-то особой власти или титулованности, что было почти обязательным условием прошлого. Необходимые для здорового и достойного существования человека блага сейчас дешевы, они являются очень малой долей относительно общесоциального владения ресурсами и производства продуктов. Несмотря на нацеленность общественной модели на потребление, за человеком остаётся выбор потакать этой тенденции, пытаясь находить счастье в покупке новых вещей, или приобретать умеренное, достаточное количество благ, без излишеств, тем самым лишая себя необходимости получения бо́льших финансовых средств, освобождая время для индивидуально ценных процессов.
Формирование состояния счастья
Счастье — это не разовое явление, но постоянное состояние человека. Оно характеризуется не полным отсутствием печали, но превалированием радости. Радость присуща человеку с когда удовлетворяются ключевые потребности его сущности, тем не менее учесть их все — задача не простая.
Знаменательным периодом являются земные сутки, так как к нему приурочены многие физиологические процессы человека. Ряд потребностей нам требуется удовлетворять ежедневно, некоторые иные могут иметь и большие периоды. Выстраивание счастливой жизни — это процесс постоянного вноса коррективов в свой жизненный цикл. Коррективы, которые позволяют в ограниченный отрезок времени исполнять и претворять то, что истинно нужно человеку. Не всё, однако, что человек считает нужным, является в действительности таковым.
Исполнение истинно нужных действий оставляет отпечатки долгосрочной радости. Хоть и след отпечатка становится тоньше, чем в момент осуществления, но вкупе они сливаются в один мощный и широкий поток счастливой жизни. Развивая своё тело и новые навыки путём постоянных и многократных практик, исследуя новые места и виды безграничного мира, изучая новые тематики и мнения, общаясь и знакомясь с интересными людьми, приобретая или создавая полезные для использования вещи — делая всё это и многое иное в соответствии с собственной сущностью и отказываясь от ненужного, мы можем получить приятную, полноценную и счастливую жизнь как процесс, противопоставляя этому идеологию наличия, полагающую, что счастье можно как-то моментально заполучить, купить.[4]
Из потребностей человеческой сущности можно выделить объективные, такие как дыхание, питание, сон, активность, общение и др, удовлетворение коих требуется всем индивидам в той или иной мере. Присутствуют так же и субъективные потребности, важные для конкретного лица, и они могут быть крайне разнообразны: образованные данным от рождения личностным типом, приобретённым характером, существующим окружением и физиологическими особенностями тела. Находятся типы личностей весьма атогонистичные по свои потребностям и моделям проявлений, притом попарно имеют право на существование и несут собственную ценность.
Потому рекомендовать что конкретное для всех будет неправильно, ведь не в нескольких парах противоположностей, но во множестве уникальных процентных соотношений проявлений типов в каждом отдельном человеке. Обратно, могу рекомендовать не воспринимать слепо чьи-то поучения о том, как правильно жить, но критически анализировать их и, пробуя на практике различные занятия и паттерны действий, формировать свой собственный уникальны стиль жизни.
Источники
- Э. Фром. «Бегство от свободы»
- С. Кови. «7 навыков высокоэффективных людей»
- К. Г. Юнг. «Психологические типы»
- Э. Фром. «Иметь или быть»